(050) 647-50-95, (068) 464-85-05

Разновидности колокольных звонов в православной традиции

Православная традиция колокольного звона

Колокольный звон является одним из основных элементов православного богослужения. Не даром его издревле называли "Гласом Божьим". Он призван созывать на службу верующих, выражать торжество Церкви и ее богослужения, а также возвещать отсутствующим в храме о времени совершения особенно важных частей служения, приглашая их к молитве.

Инструментоведение определяет колокол как ударный музыкальный инструмент с самозвучащим телом. Однако звук церковного колокола имеет настолько насыщенную тембральную окраску, что выделить основной тон бывает очень сложно. Кроме того, высота звука колокола может меняться в процессе звучания. Два одинаковых по размеру и весу колокола будут звучать похоже, однако оттенки их тембров все равно будут отличаться.

Это делает православную традицию колокольного звона более оправданной в сравнении с западноевропейской. Если последняя опирается на мелодическую и гармоническую основы музыки, то в центре православного звона лежит темп и ритм. Его благозвучность определяется слаженным сочетанием тембральных составляющих каждого участвующего в звоне колокола. Этот звон насыщен импровизацией и обусловлен чувством ритма, знанием звукоряда и исполнительской техникой звонаря. Православный колокольный звон передает спокойствие и радость, глубокую скорбь и торжество духовного содержания службы в храме.

Колокола звонницы православной церкви с некоторой долей условности можно разделить на 3 группы: большие, средние и малые.

Большие колокола еще называют благовестниками, поскольку основной совершаемый ними звон именуется благовестом. Если их в подборе несколько, то они имеют свои названия и исполняют следующие функции. В Праздничный колокол звонят на Пасху и двунадесятые праздники, а также в иных особенно торжественных случаях. Это самый большой по весу колокол. Вторым по величине является Воскресный. Его используют в воскресных богослужениях и в великие праздники. В Полиелейный звонят в дни средних праздников, когда совершается полиелей. В обычные, не праздничные дни, используют в звоне Будничный (простодневный) колокол. В Постный колокол звонят в период Великого поста. А в Часовой перед чтением великопостных часов.

blagovestnikКроме благовеста большие колокола используются и в исполнении других мелодий. Это фундамент традиционного православного звона, они задают ритм и своим басовым звучанием придают ему силу и величественность. Обычно в колокольне благовестников бывает от одного до двух, но может быть и большее количество.

Средние колокола называют также подзвонными. Они не имеют специфической функции и служат исключительно для украшения звона. Тон их звучания выше, чем у благовестников. Их может быть любое количество, но не менее двух. Хорошо подобранные подзвонные колокола позволяют создавать благозвучные ритмические подпевки к основному музыкальному рисунку. Чем больше подзвонных колоколов, тем больше возможностей варьировать мелодии и соответственно разнообразнее звон.

zazvonnieМалые, или иначе зазвонные, колокола имеют самый высокий тон звучания в подборе звонницы. Их количество традиционно составляет от двух до четырех штук. Зазвонные колокола играют самые мелкие длительности. В них сосредоточена вся яркость и энергичность праздничного звона. Играемый ними ритмический рисунок разнообразен, с множеством эффектных акцентов. Часто он образует так называемые трели, которые насыщают звон красочными оттенками.

В зависимости от ситуации и необходимости осуществления тех или иных элементов звона, колокола из одной группы могут примыкать к соседней. Особенно легко это реализуется в случае использования системы автоматизации колокольного звона Электронный звонарь. Поскольку в этом случае нет ограничений в виде неудобного размещения веревки от языка колокола в звонарском столбике или, к примеру, нахождения ее в связке зазвонных колоколов.

Выделяют такие виды православного звона: благовест, перезвон, трезвон и перебор. Благовест представляет собой мерные удары в басовый колокол и возвещает благую весть о начинающемся богослужении. Для правильного выбора благовестника при осуществлении этого звона необходимо учесть статус службы, время её совершения и момент служения.

Трезвоном принято называть фактически любой праздничный звон. Он призван выразить христианскую радость и производится в наиболее торжественные моменты службы в храме. Во время его исполнения используются все группы колокольного подбора. Трезвон может быть исполнен в один, два или три приема в соответствии с тем, какой службе суточного круга он предшествует. В один прием трезвонят перед вечерней, в два – перед утреней, и в три – перед литургией.

Поочередный звон в каждый колокол от самого большого до самого малого называется перезвоном. Причем подряд в каждый колокол можно производить по одному или несколько ударов. Перезвон исполняется перед особыми действами и может символизировать сошествие на воду Божьей Благодати при чине водоосвящения.

Перебор – медленный звон поочередно во все колокола единожды, начиная с самого малого и заканчивая самым большим. Перебор называют также погребальным звоном. Он выражает грусть и скорбь о почивших.

Все виды православного колокольного звона имеют не только множество вариантов исполнения, но и устоявшиеся разновидности. Многие из них получили свои названия и уже стали традиционными. Православный колокольный звон разнообразен. Звонить одинаково в праздники и будние дни не рекомендуется.

Общий порядок колокольного звона регламентирует основная книга православного устава "Типикон". Этот документ составлялся в те времена, когда звон добывали не только подводя язык к краю колокола, но и ударяя снаружи молотком или колотушкой. Никаких строгих указаний к способу извлечения звука из колокола церковно-богослужебный устав не содержит. Следовательно, любой из них является каноническим при соблюдении прочих требований, действительно выдвигаемых "Типиконом".

Предлагаем Вам также прочитать статью о католической традиции колокольного звона.

 

Ярослав Дыма

Новости

Приглашаем приобрести комплект оборудования "Электронный звонарь"

Оборудование "Электронный звонарь"

Приглашаем вас приобрести комплект оборудования "Электронный звонарь" нашего производства. Это позволит сэкономить до 50% средств. Вы сможете установить систему самостоятельно по пошаговой инструкции или воспользоваться помощью людей в вашей стране, имеющих опыт работы с нашим оборудованием. В настоящее время таким способом 8 наших систем установлены в Молдове, 7 в Болгарии, 3 в Эстонии и 2 в Литве. Также 7 систем установлено нашими клинтами самостоятельно в Украине. Приглашаем к сотрудничеству клиентов из Польши, Латвии, Словакии и других стран. Мы всегда поможем вам советом и готовы ответить на вопросы. Для связи воспользуйтесь нашими контактами.

21-03-2024

Наши работы

Отзывы  Отзывы

Николай Крикун, храм Василия Великого г.Городня

Gorodnia Mykola Krykun

Прихожане нашего храма в восторге от волшебного звучания колоколов! Спасибо специалистам компании Dzvonar за хорошо выполненную работу по установлению системы "Электронный звонарь". А также за консультации по выбору и приобретению колоколов.

Строитель храма Святого Василия Великого г. Городня Черниговской обл.

Николай Крикун